1
Полезная информация
1
Полезная информация

История развития тахографов

Полезная информация

Предпосылки к созданию тахографа


Появление автомобилей в начале 19 века сразу продвинуло человечество вперед в прямом и переносном смыслах. И всем стали очевидны преимущества перевозки людей и груза в автомобилях в сравнении с имеющимися ранее гужевыми повозками и разнообразным водным транспортом. Чем больше развивалась сфера автомобилестроения, тем острее вставали и проблема безопасности человека. Тогда еще не было даже самых минимальных средств, обеспечивающих безопасность, поэтому аварии случались практически на каждом шагу.

Для решения проблемы безопасности нужно было выработать комплексный подход, включающий повышение ответственности самого водителя и производителей, а также установку четко прописанных требований, включающих методы контроля за безопасностью. Необходимо было создать универсальный прибор, отслеживающий параметры вождения и график работы водителя. Причем самым важным показателем в созданном приборе было наличие записывающего устройства для последующей проверки всех данных. Но к этому пришли несколько позже.

Так появился первый прообраз известного всем ныне тахографа. Отечественная история развития тахографии прямо связана с европейским законодательством в области автомобильного движения.

Сегодня важность тахографа достигла максимальной за всю историю существования автомобилей отметки. Что же представляет из себя тахограф? В общем виде это устройство контроля, которое с помощью встроенных механизмов обеспечивает автоматическую/полуавтоматическую регистрацию всех происходящих в авто событий — параметров движения, периоды труда водителя, его время отдыха и простоя. Данный прибор эффективно повышает безопасность вождения посредством отслеживания графика работы водителя, что неоднократно было подтверждено на практике. Помимо этого, тахограф выполняет важную экономическую функцию, заключающуюся в увеличении ресурса автомобиля и уменьшении затрат на эксплуатацию. Плюс ко всему данные тахографа сегодня являются важной частью правозащитного процесса — они могут стать ключевым доказательством вины того или иного участника дорожно-транспортного происшествия.

Первое появление тахографов


«Старшие родственники» современных тахографов появились по всей Европе в начале 20 века. Большая часть заказов на приборы, регистрирующие основные показатели авто, приходилась на компании, занимающиеся железнодорожными перевозками. У них был свой стимул – железнодорожники стремились устранить частые опоздания составов. Но, к большому сожалению многих, прообразы современных контрольных приборов было очень плохо защищены от несанкционированного проникновения, что доставляло большие проблемы владельцам и производителям. Постепенно на смену таким моделям пришли модифицированные приборы, которые теперь можно было монтировать и в автомобили. Именно тогда впервые зазвучало словосочетание «аналоговый тахограф». Польза от его работы была очевидна, однако многие владельцы транспорта не бежали устанавливать оборудование к себе, руководствуясь недоверием.

Поворотный момент в истории


Этим моментом, который кардинально поменял отношение перевозчиков к тахографу, стало внедрение обязательной записи всех манипуляций водителя за рулем в 1968 году. Сделано это было в общих целях повышения безопасности — все отметки ежедневно проставлялись водителем в книге. Но быстро стало понятно, что такой метод совсем не защищен от недобросовестного поведения водителей, никто не даст гарантию честной записи всех данных, включая время отдыха и простоя. Да и правдивость предоставленных данных проверить было абсолютно невозможно.
 
Для борьбы с нечестными перевозчиками в 70е годы прошлого века специальным советом были утверждены новый правила эксплуатации контрольных средств для автотранспорта. В данном документе были отражены положения, касающиеся порядка длительности перерывов между периодами вождения и общей продолжительности нахождения водителя в пути. В основном представленные требования касались международных перевозок. Таким образом, данное соглашение, получившее название «ЕСТР» заставило компании, осуществляющие перевозки между странами монтировать в большегрузные авто средства контроля за водителем, т.е, тахографы.

Соглашение ЕСТР позволило большинству продвинутых европейских стран, включая и СССР применять для контроля за международными перевозками тахографы со встроенным записывающим диском, получившим в народе название «шайба». Но, по причине недостаточной технической оснащенности советские перевозчики не спешили выполнять требования ЕСТР. Они в течение нескольких лет попросту записывали все данные в книгу контроля, которую всегда возили с собой. Конечно, такой метод работы не приносил желаемого результата, никак нельзя было проверить точность записываемых данных. Но постепенно, собирая опыт соседей из Европы, отечественные водители в полной мере освоили управление «тахой» и смогли справляться с его настройкой и работой.

Важные изменения в правилах пользования тахографом


1985 год ознаменовался внесением изменений в ПДД всеми членами Европейского Союза. Спустя три года вышла Директива, которая утвердила использования контрольных средств не только в кабинах машин, но и в помещениях владельцев автопарка. Данные изменения послужили хорошей стартовой поляной для подтверждения уже России своего членства В ЕСТР. А это гарантировало нашей стране перенять плюсы в работе европейских систем контроля и повысить уровень безопасности –грузо и пассажироперевозок. Спустя еще 7 лет были внесены поправки, согласно которым, автомобили, чьи владельцы не состояли в ЕСТР и не были оснащены тахографическими устройствами, не допускались на территорию стран Евросоюза.  Таким образом, под угрозу запрета въезда попала и Россия. Дабы избежать подобного казуса в 1996 годы мы подписали постановление об обязательной установке средств контроля на технику, перевозящую грузы по международным маршрутам. Такие же правила вскоре были введены и в отношении автобусов пассажировместимостью в 20 и более единиц, и в отношении автомобилей массой более 15 тонн, выпущенных с конвейера позже 1998 года.

Массовое внедрение тахографов в России


Подписание пятой поправки к соглашению ЕСТР летом 2006 года помогло нашей стране начать повсеместное внедрение современного оборудования для контроля. Таким образом, был дан старт массового перехода стран, не являющихся членами ЕС, на внедрение тахографов. В 2010 году наше правительство выпустило постановление, которое обязывало оборудовать тахографами цифрового типа такие виды авто, как:

• Автотранспорт «весом» в 3,5 тонны с прицепом/полуприцепом
• Автобусов с пассажировместимостью более 8 персон

Более того, были отданы распоряжения всем фирмам, обслуживающим тахографы и компаниям-перевозчикам обязательно иметь у себя карты память норматива ЕСТР, для эффективной работы за пределами России.
Внедрение усовершенствованных тахографов

На состояние прошлого года монтаж средств контроля последнего ( третьего) поколения осуществляют в России около 1000 обслуживающих сервис-центров и мастерских. Основное отличие последних моделей тахографов:

• Опция подключения дополнительных модулей
• Внедрения «правила 1 минуты»
• Внедрение в корпус дополнительного источника сигнала

Последние разработки в сфере безопасности наглядно показывают эффективность применения тахографов на большегрузном транспорте. Об этом говорит и европейская статистика, которая показывает уменьшение смертности от ДТП более чем в два раза. И наша страна должна следовать за своими старшими европейскими товарищами в вопросах модернизации системы контроля и самих тахографов в частности. Этого можно добиться увеличением количества сертифицированных мастерских, где будут монтировать и ремонтировать только правильные модели тахографа. Российские компании иногда грешат кустарной установкой тахографов с целью экономии. Однако, ничего, кроме плохих последствий и штрафов со стороны контрольных органов, это не принесет. Сегодня правительства многих стран, включая и нашу, разрабатывают законы о более крупном размере штрафа за нарушения правил эксплуатации тахографа. Европа несколько опередила нас в этом вопросе – их штрафы в несколько десятков раз выше наших.

Остается только ждать действий от наших законодательных органов для повышения качества контроля за тахографами. Плюсы использования тахографов сегодня очевидны — начиная от коммерческой эффективности перевозок и заканчивая лучшим обеспечением безопасности на дороге. И совместные действия перевозчиков и правительства помогут сделать международные перевозки более привлекательными с финансовой и правовой точек зрения.

вернуться